Как проводится контроль качества результатов химического анализа в лаборатории?
Сдавая материал на исследование, мы чаще всего бываем уверены в том, что наш образец будет тщательно происследован на те показатели, которые нам нужны. А как обеспечивается эта тщательность? 

Начнем с начала, с приёма. Как театр начинается с вешалки, так и лаборатория начинается с приема (то есть места, где принимаются и регистрируются образцы и записываются данные человека, который эти образцы принес). Скорее всего вам предложат заполнить договор (в котором отображаются юридические отношения между Вами и лабораторией) и заявление, в котором вы просите лабораторию провести исследование и даете указание по использованию оставшихся образцов. Важно!!!! Перед тем, как сдавать образец на какое-либо исследование, наведите информацию о методах исследования. Если Вам надо провести анализ по конкретному НД (нормативному документу), в заявлении, так и укажите. Если не знаете, то не стесняйтесь спросить у сотрудника лаборатории, который находится на приёме. Возможно Вам предложат другой метод анализа на данный показатель. Возможно, Вы дадите письменное разрешение лаборатории использовать метод по усмотрению лаборатории (это допускается). Так вот, после того, как вы зайдете в лабораторию посмотрите вокруг. Обычно около входа находится так называемый «уголок потребителя».

Там представлена основная разрешительная документация на деятельность организации (лицензия, аттестат аккредитации, ценовая политика, политика в области качества и др.). Обратите на эти документы внимание. Каждый из этих документов выдает специальная организация после тщательной проверки лаборатории на соответствие требований специальных разрешительных документов. Если все документы на месте, то лаборатория соответствует требованиям, и вы можете смело сдавать продукцию для исследования. Можно назвать это первым этапом качественной работы лаборатории.

Обычно простой потребитель, сдав продукцию на исследование и заполнив все необходимые документы не задумывается о дальнейшем ходе исследования. Да ему это и не надо. 

Дальше в дело вступает система менеджмента качества, задача которой и является непосредственное обеспечение качества исследований и правильности получения результата. Начало системы проистекает из ряда федеральных законов, в частности: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

И, наверное, одни из главных документов - Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ и ОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». В каждой уважающей себя лаборатории есть отдел менеджмента качества или просто менеджер по качеству (ответственный сотрудник, который следит, за качеством выполняемых исследований в прямом смысле!).

Во-первых, он разрабатывает руководство по качеству, в котором прописаны основные процедуры по делопроизводству, утилизации отходов, получения и обработки результатов. Следит он и за компетенцией сотрудников (обучением и повышением квалификации). Время от времени он устраивает «проверку компетентности» то есть дает для исследования
сотрудникам пробу с неизвестным для них составом и по результатам оценивает их навыки. В руководстве по качеству могут быть прописаны: входной контроль водопроводной воды, выходной контроль сточных вод лаборатории (чтобы они не наносили вред окружающей среде и здоровью человека). Во-вторых, для того, чтобы исследования проводили адекватные и
здоровые сотрудники, не реже одного раза в год в сотрудники лаборатории должны проходить медицинский осмотр по вредности, в которой они работают. Правильная работа системы качества – это второй этап контроля качества получаемых результатов. 

И наконец третий этап контроля качества – это контроль на местах (самими исполнителями). Здесь в дело вступает нормативные документы на исследования, например для химика-исследователя «настольная книга» - РМГ 76-2014 «Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа»

Это довольно обширный документ, который предусматривает оперативный контроль результатов и контроль стабильности получаемых результатов. Не будем сейчас полностью рассматривать этот документ, а только покажем, основные моменты,
изложенные в этом документе:

«……4.3 Необходимым этапом обеспечения качества результатов анализа является контроль наличия в лаборатории условий для проведения анализа. К факторам контроля относятся:
- технические и метрологические характеристики применяемого
оборудования;
- сроки поверки (калибровки) СИ;
- сроки аттестации испытательного оборудования;
- условия хранения и сроки годности экземпляров СО;
- условия и сроки хранения реактивов, материалов, растворов, образцов проб;
- соответствие экспериментальных данных, полученных при построении
градуировочной характеристики, выбранному виду зависимости;
- стабильность градуировочной характеристики;
- правила применения реактивов с истекшим сроком хранения;
- условия и правила отбора проб и их доставки (при необходимости);
- качество дистиллированной воды;
- уровень квалификации персонала;
- наличие условий для проведения контроля качества результатов анализа и т.п……»

Как видно, для того, чтобы получить качественный и правильный результат всем исполнителям придется очень постараться!! Получить результат при соблюдений всех этих требований очень нелегко! Но это единственный путь для получения правильного результата, в котором прежде всего заинтересованы ВЫ, наш дорогой заказчик!

Сотрудники КГКУ «Краевая ветеринарная лаборатория» соблюдают требования всех вышеуказанных правил и выдают результаты, в которых Вы можете быть уверены!
Категория: Интересное | Добавил: admin (09.10.2023)
Просмотров: 247
Всего комментариев: 0